«Солисты Екатерины Великой» — российский ансамбль барочной музыки, созданный в 2002 году Санкт-Петербургским Международным фестивалем EARLYMUSIC. Исполнительскую практику ансамбль совмещает с исследовательской и образовательной деятельностью. Благодаря такому подходу впервые была восстановлена целостная картина русского музыкального XVIII века, до того существовавшая только в виде теоретических гипотез музыковедов. Помимо премьер русской камерной и оркестровой музыки, были осуществлены реконструкции опер, балетов и драматических спектаклей. Важное место в репертуаре ансамбля занимает малоизвестная или полностью забытая европейская музыка. Особое внимание «Солисты...» уделяют стилистическим особенностям исполнения, значительно менявшимся на протяжении столетия. Постоянным партнером ансамбля в театральных проектах является «Санкт-Петербургский балет Анджолини» под руководством Клауса Абромайта (Берлин), единственный в России профессиональный коллектив барочного танца, также созданный фестивалем EARLYMUSIC.
Основные проекты ансамбля «Солисты Екатерины Великой»
В 2003 году в честь 300-летия Санкт-Петербурга в Эрмитажном театре и на Фестивале старинной музыки в Утрехте ансамбль представил любимую оперу Екатерины II «Мнимые философы» ее придворного капельмейстера Джованни Паизиелло. Среди важнейших художественных достижений ансамбля постановка первой оперы на русский сюжет — «Борис Годунов» Иоганна Маттезона (1710, Гамбург), европейская премьера которой прошла в Гамбурге, Санкт-Петербурге и Москве в 2007 году.
Результатами изучения сценического русского языка XVII — XVIII вв. и европейского барочного театра стали постановки последних лет. В 2015 году была поставлена опера Екатерины Великой и В. Мартин-и-Солера «Горебогатырь Косометович». Долгожданная премьера первой русской оперы — «Цефал и Прокрис» Александра Сумарокова и Франческо Арайи — состоялась в 2016 году. В декабре 2017 года эта опера была представлена на Новой сцене Большого театра (Москва). Премьера русской придворной драмы времени Алексея Михайловича «Комедия о Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех в пещи не сожженных» Симеона Полоцкого прошла на XXI фестивале EARLYMUSIC в октябре 2018 года и в декабре того же года в Мироваренной палате Московского Кремля.
Балет-аллегория «Союз Ветра и Моря» на музыку Ю. Х. Румана (постановщик Клаус Абромайт, 2017 год). Балет был заказан шведскому королевскому капельмейстеру Юхану Хельмиху Руману русским послом в Стокгольме графом Николаем Федоровичем Головиным для коронационных торжеств императора Петра II (1728 год).
Одноактные балеты «Венецианский карнавал. Комедия масок», «Людовик XIV — король-танцор», «Царицы Севера» (постановщик Клаус Абромайт, 2018 г.), подготовленные к 200-летию М. Петипа. Эти балеты раскрывают великолепную, но забытую историю жанра в эпоху барокко и роль России в ней.
В числе европейских открытий «Солистов...» наиболее ярким событием стала премьера музыки великого астронома Уильяма Гершеля в 2018 году. Эта программа — результат исследований музыканта ансамбля, Андрея Пенюгина — соединяет неизвестную музыку ученого и видеопроекции на темы его открытий.
Художественный руководитель ансамбля — скрипач Андрей Решетин.